Обзоры законодательства

 

Бухгалтерская отчётность субъектов малого предпринимательства.

 25 апреля 2013 года на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети «Интернет» опубликована информационная брошюра «Бухгалтерская отчётность субъектов малого предпринимательства».
В информации сообщается о вариантах формирования отчётности субъектами малого предпринимательства, как по упрощённой системе, так и в общем порядке.
Приведены формы бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах, представляемых в соответствии с упрощённой системой отчётности.
Отмечено при этом, что в пояснениях, прилагаемых к отчётности, целесообразно раскрывать: положения учётной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей отчётности (в том числе метод признания доходов и расходов, наличие в показателях отложенного налога на прибыль, применение перспективного изменения учётной политики или перспективного пересчёта при исправлении существенных ошибок и т.д.), а также информацию о существенных фактах хозяйственной деятельности (выплата дивидендов, вклады в уставный капитал и пр.).

 

Постановление Правительства РФ от 23.04.2013 № 364 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации».

 30 апреля 2013 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 23.04.2013 № 364 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации».
Постановлением утверждён перечень организаций, подлежащих постановке на учёт в Росфинмониторинге. Так, постановке на учёт подлежат следующие организации:
 - коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
 - организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
 - ломбарды;
 - лизинговые компании;
 - операторы по приёму платежей;
Для постановки на учет организации надлежит представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о постановке на учёт и карту постановки на учёт в соответствии с формами, утверждённым Федеральной службой по финансовому мониторингу. Для организаций, находящихся на учёте в настоящее время, повторная постановка не учёт не требуется.
Документ вступает в силу с 08 мая 2013 года.

 

Федеральный закон от 07.05.2013 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 08 мая 2013 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 07.05.2013 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В связи с признанием Постановлением Конституционного суда РФ от 18.07.2012 № 19-П не соответствующими Конституции РФ части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрение обращений граждан Российской Федерации», в той мере в которой они препятствуют распространению действия указанного закона на обращения, поступающие от юридических лиц и объединений граждан, законодателем внесены поправки, согласно которым правом на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления наделяются не только граждане, ни и объединения граждан, включая юридические лица.
Предусмотрена возможность направления обращений как в государственные органы и органы местного самоуправления так и в государственные и муниципальные учреждения и другие организации, осуществляющие публично значимые функции.
Вместе с тем внесены изменения в статью 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц государственных и муниципальных учреждений и других организаций, осуществляющих публично значимые функции, за нарушение порядка рассмотрения обращений.
Закон вступает в силу 19 мая 2013 года.

 

Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».

 08 мая 2013 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
Данным законом вносится большое количество изменений в Гражданский кодекс РФ среди которых можно выделить следующие:
 - внесена норма о том, что юридические значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому было адресовано, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним;
 - введена презумпция того, что сделка, нарушающая требования закона, по общему правилу является оспоримой, а не ничтожной;
 - также согласно новой редакции ст. 166 ГК РФ сторона, из поведения которой явствует её воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении её воли;
 - из ГК РФ удалена норма об обязательности письменной формы внешнеторговой сделки;
 - соглашение об изменении условий зарегистрированной сделки подлежит государственной регистрации;
 - вводится новый вид недействительных сделок - сделки, совершенные с нарушением запрета на распоряжение имуществом (в обход ареста, наложенного на имущество, и др.);
 - введена новая глава ГК РФ, регулирующая решения общих собраний;
 - внесён ряд изменений, касающихся представительства и доверенностей. В частности, введены безотзывные доверенности;
 - внесён ряд изменений по срокам исковой давности.
Закон силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

 

Федеральный закон от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 08 мая 2013 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данным законом облегчена процедура демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи органом местного самоуправления предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной или эксплуатируемой без действующего разрешения, а также удалить информацию, размещённую на такой рекламной конструкции, в течение 3 дней со дня выдачи предписания.
В случае если в установленный срок незаконно установленная рекламная конструкция не демонтирована либо если её владелец неизвестен, то предписание о демонтаже рекламной конструкции направляется собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, который обязан её демонтировать в течение месяца. При этом за ним сохраняется право требовать от владельца рекламной конструкции возмещения разумных расходов, понесённых в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Также установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов будут утверждать схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Закон вступает в силу с 08 мая 2013 года.

 

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.05.2013 № 103 «О внесении изменений в Положения о применении ограничений».

 15 мая 2013 года на официальном сайте Евразийской экономической комиссии в сети «Интернет» опубликовано Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.05.2013 № 103 «О внесении изменений в Положения о применении ограничений».
Данным решением расширен перечень шифровальных (криптографических) средств, ввоз и вывоз которых осуществляются на основании информации о зарегистрированном в согласующем органе уведомлении, без оформления иных разрешительных документов.
Основной эффект данных изменений касается персональных компьютеров и иных потребительских вычислительных средств, которые имеют в себе криптографические модули, ускоряющие работу с зашифрованными данными. В частности, все современные процессоры Intel, серии Core i7, имеют данный модуль, но импортёры зачастую предпочитают блокировать его, в целях уменьшения таможенных издержек.
Решение вступает в силу 14 июня 2013 года.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 № 12913/12.

 15 мая 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 № 12913/12.
Длительное несовершение покупателем действий по предъявлению требования реестродержателю о внесении записи в реестр акционеров общества о переходе прав на акции от продавца к покупателю может иметь целью не дать возможности акционерам и обществу оспорить сделку в связи с истечением срока исковой давности.
Поскольку целью заключенного договора являлось приобретение акций и исполнение условий договора в десятидневный срок с момента его заключения, а в результате злоупотребления правом со стороны покупателя исполнение произошло спустя шесть лет и без каких-либо разумных причин, действия по исполнению договора являются недействительными (ст. 10, 168 ГК РФ).
В постановлении не указывается, что вступившие в силу судебные акты арбитражных судов принятые по схожим обстоятельствам могут быть пересмотрены на основании данного толкования в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 № 13622/12 15 мая 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 № 13622/12.

 В данном постановлении Пленум ВАС выражает следующие позиции.
1. Возможность привлечения субсидиарного должника к субсидиарной ответственности по дополнительному требованию (взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами) наряду с основным должником не может зависеть от того, предъявлялся ли кредитором к субсидиарному должнику в пределах срока исковой давности иск о взыскании основной задолженности, поскольку это обстоятельство не является препятствием для привлечения субсидиарного должника к субсидиарной ответственности по ст. 395 ГК РФ, если такой иск предъявлен одновременно с иском к основному должнику.
Таким образом, отвечая за неисполнение чужого, а не своего обязательства, субсидиарный должник может быть привлечён к ответственности по любому дополнительному требованию, за которое отвечает основной должник, и наряду с последним. При этом не может быть удовлетворено заявление субсидиарного должника о пропуске к нему срока исковой давности по дополнительному требованию, если срок исковой давности по этому требованию не истёк к основному должнику.
2. Действия муниципального образования по затягиванию процедуры ликвидации учреждения при отсутствии для этого объективных причин (продление сроков ликвидации на длительный период времени), по существу, направлены на уклонение от расчётов с кредиторами должника и освобождение муниципального образования от субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, что в совокупности представляет собой злоупотребление правом и является недопустимым в силу ст. 10 ГК РФ.
В постановлении также указывается, что вступившие в силу судебные акты арбитражных судов принятые по схожим обстоятельствам могут быть пересмотрены на основании данного толкования в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 № 13295/12. 15 мая 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 № 13295/12.

 В данном постановлении ВАС РФ приведена следующая позиция.
Пунктом 8 ст. 23 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью) (в редакции, действующей с 01.07.2009) устанавливает максимальный годичный срок, исчисляемый с момента перехода доли к обществу с ограниченной ответственностью, в течение которого это общество обязано выплатить участнику действительную стоимость доли. Согласно данной норме меньший срок может быть предусмотрен Законом или уставом общества с ограниченной ответственностью.
В п. 25 устава общества, утверждённого в 1999 году, воспроизведена норма п. 3 ст. 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в первоначальной редакции, согласно которой общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли или выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе из общества.
В случае применения срока выплаты, предусмотренного уставом общества, максимальный годичный срок выплаты действительной стоимости доли, установленный п. 8 ст. 23 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, в отношении участников общества, подавших заявление о выходе из него в первом полугодии финансового года, будет нарушен. Поэтому устав общества подлежал приведению в соответствие с Законом в новой редакции.
На момент выхода участника из общества последнее не внесло в устав изменений, соответствующих положениям статьи 23 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Федерального закона № 312-ФЗ, следовательно, при определении срока выплаты участнику действительной стоимости его доли судам надлежало руководствоваться ст. 23 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 № 12614/12.

 15 мая 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 № 12614/12. В данном постановлении ВАС РФ приведена следующая позиция.
В указанные в ст. 24 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» сроки общество с ограниченной ответственностью не распорядилось долей своего участника, который при учреждении общества не внес в срок свой вклад в уставный капитал общества в полном размере, и не представило регистрационному органу документы для государственной регистрации соответствующих изменений в учредительных документах. Не исполнены эти обязанности и в течение общего срока исковой давности.
Таким образом, на момент принятия обжалуемого решения об исключении истца из числа участников общества в связи с неоплатой доли в его уставном капитале у общего собрания участников общества отсутствовало право на исключение такого участника из общества и распределение его доли.
В постановлении также указывается, что вступившие в силу судебные акты арбитражных судов принятые по схожим обстоятельствам могут быть пересмотрены на основании данного толкования в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Решение Верховного Суда РФ от 22.04.2013 № АКПИ13-211.

 22 мая 2013 года на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» опубликовано Решение Верховного Суда РФ от 22.04.2013 № АКПИ13-211.
Данным решением Верховный Суд РФ признал недействительным предусмотренным Административным регламентом Росреестра 30-дневный срок рассмотрения письменных обращений заявителей при обжаловании действий должностных лиц.
Пунктами 138 и 139 «Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по организации приёма граждан, обеспечению своевременного и в полном объёме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок» установлено, что при обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать тридцати дней с момента регистрации такого обращения, и в исключительных случаях этот срок может быть продлён не более чем на тридцать дней.
Суд указал, что при оценке данных норм подлежит применению Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом в течение пятнадцати рабочих дней со дня её регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, в приёме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня её регистрации.
Установленные пунктами 138 и 139 Административного регламента более длительные сроки рассмотрения письменных обращений не соответствуют требованиям федерального закона.

 

Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств.

 22 мая 2013 года на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» опубликован «Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств».
Данным обзором Верховный Суд РФ разъяснил позицию по вопросам касающиеся, в частности:
 - применения сроков исковой давности по требованиям, связанным с последствиями недействительности ничтожной сделки, в частности при взыскании незаконных комиссионных сумм; исчисление срока давности при взыскании задолженности по кредитному обязательству, подлежащему исполнению по частям;
 - правомерности отдельных условий кредитного договора, устанавливающих основания его досрочного расторжения (в т.ч. изменения места жительства, увольнения с работы, ухудшение состояния заложенного имущества);
 - правомерности требований о страховании заемщиком жизни и здоровья, страховании в конкретной страховой компании;
 - подведомственности споров, возникающих из кредитных отношений с участием физических лиц, судам общей юрисдикции (в частности, вопросы подведомственности исковых требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и к их поручителям - физическим лицам);
 - территориальной подсудности споров этой категории (в частности, территориальной подсудности рассмотрения дел, связанных с обращением взыскания на недвижимое имущество, заложенное в обеспечение возврата кредита);
А также по ряду других вопросов возникающих в процессе рассмотрения подобных споров.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 № 13427/12. 23 мая 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 № 13427/12.

 В данном постановлении ВАС РФ приведена следующая позиция.
Проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота и в силу этого данный акт адресован не неопределённому кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании ст. 36 ЗК РФ.
С учётом этого проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом. Требование об оспаривании проекта межевания квартала подлежит рассмотрению судами по правилам гл. 24 АПК РФ.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 15792/12. 30 мая 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 15792/12.

 В данном постановлении ВАС РФ приведена следующая позиция.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», при применении последствий недействительности оспоримой сделки, если с учётом положений п. 2 ст. 167 ГК РФ к отношениям сторон могут быть применены нормы об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, проценты за пользование чужими денежными средствами на основании п. 2 ст. 1107 ГК РФ подлежат начислению на сумму неосновательного денежного обогащения с момента вступления в силу решения суда о признании сделки недействительной, если судом не будет установлено, что приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств ранее признания сделки недействительной.
Как следует из судебных актов и материалов дела, сделка по безакцептному списанию денежных средств с расчётного счета общества в счёт погашения кредита признана недействительной в соответствии с ч. 1 ст. 61.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и в силу фактических обстоятельств банку было известно о признаке неплатежеспособности общества ранее вынесения решения суда по указанному делу.
Следовательно банк неосновательно пользовался денежными средствами с момента их получения.
В постановлении также указывается, что вступившие в силу судебные акты арбитражных судов принятые по схожим обстоятельствам могут быть пересмотрены на основании данного толкования в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Загрузить полную версию обзора можно здесь
109004 Россия, Москва,
ул. Земляной Вал, д.54, стр.2
тел.: +7 495 748 80 80
факс: +7 495 748 04 28